Особенности применения крепежа с левой резьбой
В повседневной жизни мы каждый день встречаемся с механизмами, имеющими резьбовое соединение. Для создания таких соединений применяются болты, винты, гайки, шпильки и т.д. Чаще всего используется правая резьба, когда закручивать крепеж необходимо по часовой стрелке. Но можно встретить крепеж и с левой резьбой. Тогда завинчивание крепежных изделий происходит против часовой стрелки.
Когда нужна левая резьба?
Крепеж с левой резьбой применяется в механизмах, работающих в условиях повышенной вибрации или в ситуациях, когда существует вероятность самопроизвольного раскручивания резьбового соединения.
Метизы с левой резьбой широко применяются в станкостроении, автомобилестроении, судостроении, строительстве, при производстве бытовой техники. Например, крепеж с левой резьбой используется при креплении лопастей вентилятора, педалей велосипеда или колес автомобилей.
Как определить направление резьбы?
Для определения направления резьбы можно использовать следующие способы:
Способ первый

Положите метиз на вытянутую правую ладонь вертикально головой вниз, а стержнем по направлению к пальцам и проверьте, совпадает ли направление резьбы с отставленным большим пальцем (см. рисунок). Если они совпадают, то крепеж имеет правую резьбу. Если не совпадают, то перед вами метиз с левой резьбой.
Способ второй
Возьмите винт или болт в руку головкой вниз и посмотрите сбоку в какую сторону поднимается резьба. Если резьба поднимается слева направо – перед вами правая резьба. Если резьба поднимается справа налево – перед вами крепеж с левой резьбой.
Способ третий
Также существует технический способ определения направления резьбы. Просто попробуйте закрутить метиз в отверстие. Если крепеж накручивается по часовой стрелке, то резьба правая. Если же против часовой стрелки, то резьба левая.
Обратите внимание, что метизы с левой резьбой могут иметь пометку на торцевой поверхности головы крепежа в виде стрелки, указывающей направление завинчивания резьбовой детали. Кроме стрелки возможна маркировка латинской буквой L.
В каких случаях применяется крепеж с левой резьбой?
1. При монтаже деталей конструкции

В случаях, когда необходимо стянуть две вращающиеся детали механизма, используются разнонаправленные резьбовые соединения. Например, в корпусе талрепа (устройства для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей) одна сторона имеет правую, а другая - левую резьбу. Это обеспечивает возможность легко подтягивать или ослаблять элементы конструкции с помощью простого вращения устройства. Левая резьба используется в приспособлениях для натяжения тросов, крепления грузов, закрепления оборудования или установке мачт или навесов. Еще одно частое применение левой резьбы - стяжка секций радиаторов отопления. При этом специальным ключом два крепежа ввинчиваются с разных сторон батареи из чугуна или алюминия.
2. Для предотвращения самораскручивания крепления во вращающихся механизмах
При резьбовых соединениях вращающихся деталей используется та резьба, которая позволяет затягивать крепление в направлении вращения элемента конструкции, чтобы предотвратить возможное самораскручивание. Например, левая резьба используется на педалях велосипедов, на колесных гайках и болтах, в соединениях карданных валов. В бытовой технике крепеж с левой резьбой можно встретить при креплении лопастей вентиляторов, во вращающихся соединениях блендеров, в стиральных машинах и т.д. Использование крепежа с левой резьбой обеспечивает надежное крепление детали на вращающемся валу и уменьшает риск возникновения аварийных ситуаций.
3. Профилактика ошибок при выполнении стандартных операций
Крепеж с левой резьбой служит защитой, если существует риск, что человек может допустить случайную ошибку при выполнении стандартной операции. Например, оператор не сможет подключить редуктор от баллона, заполненного пропаном, к баллону со сжатым кислородом, потому что емкость для горючего газа имеет левую резьбу, а для кислорода – правую.
4. Защита от подделок
Известные производители техники могут использовать крепеж с левой резьбой, чтобы предотвратить установку неоригинальных деталей на свою продукцию и стимулировать покупателей обращаться в официальные центры технического обслуживания. Особенно это распространено в автомобильной промышленности. Такой подход помогает сделать техническое устройство уникальным и снижает риск случайной или намеренной установки несовместимых деталей.